На современном этапе задача позитивной социализации выводится в ранг стратегических  направлений обновления дошкольного образования. Профориентационная работа является важным условием социализации личности и её гражданского становления, способствует личностному саморазвитию и самоопределению. Детский сад – первая ступень  в формировании профессиональных устремлений растущей личности.

Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию, сформировать эмоциональное отношение к профессиональному миру и труду, интересы к определенным видам человеческой деятельности. Актуальность и значимость проблемы ранней профориентации детей дошкольного возраста обусловили выбор темы инновационной деятельности МДОАУ «Детский сад № 121 «Золотой колосок» г. Орска - «Организации ранней профориентации детей дошкольного возраста».

 

 

 

1. Целевой компонент определяет основные целевые установки инновационной модели ранней профориентации детей дошкольного возраста. Ранняя профориентация не предполагает непосредственного выбора профессии. В основном она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также направлена на накопление собственного опыта  в доступных видах деятельности. 

 

2. Содержательный компонент модели  предполагает отбор содержания профориентационной работы с детьми дошкольного возраста. Опираясь на понимание структуры профессионального самоопределения как совокупности трех её компонентов - когнитивного, эмоционального и поведенческого, мы выделили основные направления работы.

 

 

 

3. Операционально – деятельностный компонент модели  определяет наиболее эффективные и оптимальные формы, методы и технологии реализации цели и задач  профориентационной работы.

Ранняя профориентация осуществляется в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности, прежде всего в сюжетно-ролевой игре. В ролевой игре происходит ориентировка в смыслах профессиональной  деятельности человека, у детей возникают новые мотивы, стоящие на грани сознательности – быть как взрослый, выполнять общественно значимую деятельность (Д.Б. Эльконин). На основе комплексного метода руководства игрой дошкольника (С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина)  нами была разработана технология поэтапного формирования профессионального самоопределения в профориентационных сюжетно-ролевых играх (термин В. П. Кондрашова).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III этап – своевременное обновление развивающей предметно-пространственной среды

Методы, побуждающие детей к сюжетно-ролевой игре профессиональной направленности: создание готовой игровой обстановки, внесение новых предметов и оборудования для реализации роли, изготовление атрибутов для игры, оформление игровых полей вместе с детьми, создание  макетов, маркеров пространства

IV этап – поддержка самостоятельных профориентационных сюжетно-ролевых игр

Методы поддержки детской игры: создание проблемных ситуаций, побуждающие детей  усложнять знакомые сюжеты, помощь в решении игровых задач, поддержка познавательного интереса в игре, создание игровых полей, сюрпризных моментов, способствовать развитию игровых идей, учет интересов детей

 

 

Вышеизложенная технология поэтапного формирования профессионального самоопределения в профориентационных сюжетно-ролевых играх  легла в основу парциальной образовательной программе МДОАУ «Детский сад № 121 «Золотой колосок» г. Орска «Я и мир профессий». Программа реализуется в рамках решения задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Организация деятельности взрослых и детей по реализации парциальной программы осуществляется в двух основных направлениях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.

Решение образовательных задач по ознакомлению  детей с миром профессий и трудом взрослых осуществляется в виде непосредственно образовательной деятельности, которая реализуется через интеграцию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) и виде образовательной деятельности в режимные моменты. Обучение строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В группах компенсирующей направленности для детей с речевыми нарушениями данная работа проходит во взаимодействии с учителем-логопедом.

Обучение детей способам игрового поведения в сюжетно-ролевых играх  профессиональной направленности происходит в режимные моменты, а также в отрезки времени, отведенные для свободной деятельности детей. Поддержка самостоятельных профориентационных сюжетно-ролевых игр детей обеспечивается созданием соответствующей развивающей предметно-пространственной среды, использованием косвенных методов развития игры дошкольника.

Реализация задач ранней профориентации осуществляется в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. Взаимодействие с семьями по вопросам ранней профориентации дошкольников реализуется через организацию единого образовательного пространства в семье и ДОУ,  внедрение новых форм и способов работы с семьей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов детей и родителей.    

 

4. Результативно-рефлексивный компонент модели включает анализ и оценку  результатов педагогической деятельности по ранней профориентации детей дошкольного возраста. Результативность работы определяется с помощью педагогической диагностики.

 

 

Результаты педагогической диагностики за 2016-2017 учебный год свидетельствуют о положительной динамике развития профессионального самоопределения дошкольников. У детей значительно повысился уровень сформированности представлений о профессиональной сфере взрослых людей. В сюжетно-ролевых играх дети активно используют знания  о людях разных профессий, реализуют свои профессиональные интересы и устремления. Данные диагностики дают нам основание полагать, что реализуемая инновационная модель профориентационной деятельности по решению задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»  является эффективной.

 

Добро пожаловать!

День победы
5 мая в МДОАУ № 121 прошли праздничные мероприятия, посвященные 73-й годовщины Дня Победы
НАУРЫЗ
В МДОАУ "Детский сад № 121" прошел праздник "Наурыз"  
Конкурс чтецов
Конкурс чтецов   На базе МДОАУ "Детский сад № 121" 23.03.2017 года состоялся городской конкурс чтецов «Разноцветная планета»   Дети прочли стихотворения, посвященные защите окружающей среды.  
Паровоз из Ромашкино
  Коллектив ДОУ принял участие в карнавальном шествии, посвященном Дню защиты детей.