Козлова О.В., педагог-психолог

 

 

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о нём, чтобы затем, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя уверенней. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

 Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Непринужденная беседа родителей с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность. Что родители могут рассказать ребенку - дошкольнику о выборе профессии? Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно встретить такую работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно. Особенно ценно для детей, если взрослые рассказывают картинки из своего детства, делятся переживаниями, подобные рассказы о профессии, как правило, производят на детей большое впечатление. Не стоит, однако, ограничиваться рассказами и разговорами – предложите совершить экскурсию в магазин, на станцию по ремонту машин, по возможности, на свою работу, в другие места, где ребёнок сможет понаблюдать за работой взрослых. Опыт подобного общения может оставить неизгладимое впечатление у ребенка на выбор его профессии. Хорошо если этот выбор будет постоянно меняться.

Как правило, сами дети об этом варианте не задумываются, и задача педагогов, родителей – поставить перед ними вопрос: что они будут делать, когда вырастут? Следует детям давать фантазировать: «Давай представим, кем ты будешь». Дети очень хорошо отражают это в своих ролевых играх профессиональной направленности. Как показывает практика, огромную роль в выборе будущей профессии играет семья. Всем нам известно примеры трудовых династий, когда несколько поколений семьи работают по одной специальности. С одной стороны, семейная традиция может ограничивать вероятный выбор ребёнка, с другой - он очень хорошо представляет данную профессию и отдает себе отчет в том, какие качества для нее требуются. Необходимо обсуждать с ребёнком его предпочтение в данной ситуации. Важно понимать, что выбор, который ребенок делает сейчас, не окончателен. Никто не знает, как изменится наша жизнь через 10 лет, какова будет ситуация на рынке труда. Многие из нас по разным причинам меняют профессию в течение жизни. Тот выбор, который они делают на данном этапе, отражает их нынешние интересы и потребности. Возможно, выбранная профессия всегда будет им интересна, а может, через некоторое время их предпочтения изменяется. В любом случае остается возможность что – то переиграть или начать заново. И это говорит не о том, что выбор профессии был сделан неудачно, а, напротив, о стремлении человека наиболее полно реализовать свои возможности в профессиональной деятельности.

И, наконец, самое главное для наших детей, в каком бы возрасте они не были – это ощущение поддержки со стороны взрослого. Для детей важно, что они не одни, что рядом находится взрослый, который поможет, подскажет. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям уже в будущем. И самый главный совет для родителей – не откладывать эту работу на будущее. Чем раньше человек начинает действовать, тем выше в последствие его цена и конкурентоспособность на рынке труда.

Добро пожаловать!

День победы
5 мая в МДОАУ № 121 прошли праздничные мероприятия, посвященные 73-й годовщины Дня Победы
НАУРЫЗ
В МДОАУ "Детский сад № 121" прошел праздник "Наурыз"  
Конкурс чтецов
Конкурс чтецов   На базе МДОАУ "Детский сад № 121" 23.03.2017 года состоялся городской конкурс чтецов «Разноцветная планета»   Дети прочли стихотворения, посвященные защите окружающей среды.  
Паровоз из Ромашкино
  Коллектив ДОУ принял участие в карнавальном шествии, посвященном Дню защиты детей.