Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
На современном этапе задача позитивной социализации выводится в ранг стратегических направлений обновления дошкольного образования. Профориентационная работа является важным условием социализации личности и её гражданского становления, способствует личностному саморазвитию и самоопределению. Детский сад – первая ступень в формировании профессиональных устремлений растущей личности.
Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию, сформировать эмоциональное отношение к профессиональному миру и труду, интересы к определенным видам человеческой деятельности. Актуальность и значимость проблемы ранней профориентации детей дошкольного возраста обусловили выбор темы инновационной деятельности МДОАУ «Детский сад № 121 «Золотой колосок» г. Орска - «Организации ранней профориентации детей дошкольного возраста».
1. Целевой компонент определяет основные целевые установки инновационной модели ранней профориентации детей дошкольного возраста. Ранняя профориентация не предполагает непосредственного выбора профессии. В основном она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также направлена на накопление собственного опыта в доступных видах деятельности.
2. Содержательный компонент модели предполагает отбор содержания профориентационной работы с детьми дошкольного возраста. Опираясь на понимание структуры профессионального самоопределения как совокупности трех её компонентов - когнитивного, эмоционального и поведенческого, мы выделили основные направления работы.
3. Операционально – деятельностный компонент модели определяет наиболее эффективные и оптимальные формы, методы и технологии реализации цели и задач профориентационной работы.
Ранняя профориентация осуществляется в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности, прежде всего в сюжетно-ролевой игре. В ролевой игре происходит ориентировка в смыслах профессиональной деятельности человека, у детей возникают новые мотивы, стоящие на грани сознательности – быть как взрослый, выполнять общественно значимую деятельность (Д.Б. Эльконин). На основе комплексного метода руководства игрой дошкольника (С.Л. Новоселова, Е.В. Зворыгина) нами была разработана технология поэтапного формирования профессионального самоопределения в профориентационных сюжетно-ролевых играх (термин В. П. Кондрашова).
III этап – своевременное обновление развивающей предметно-пространственной среды |
Методы, побуждающие детей к сюжетно-ролевой игре профессиональной направленности: создание готовой игровой обстановки, внесение новых предметов и оборудования для реализации роли, изготовление атрибутов для игры, оформление игровых полей вместе с детьми, создание макетов, маркеров пространства |
IV этап – поддержка самостоятельных профориентационных сюжетно-ролевых игр |
Методы поддержки детской игры: создание проблемных ситуаций, побуждающие детей усложнять знакомые сюжеты, помощь в решении игровых задач, поддержка познавательного интереса в игре, создание игровых полей, сюрпризных моментов, способствовать развитию игровых идей, учет интересов детей
|
Вышеизложенная технология поэтапного формирования профессионального самоопределения в профориентационных сюжетно-ролевых играх легла в основу парциальной образовательной программе МДОАУ «Детский сад № 121 «Золотой колосок» г. Орска «Я и мир профессий». Программа реализуется в рамках решения задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Организация деятельности взрослых и детей по реализации парциальной программы осуществляется в двух основных направлениях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач по ознакомлению детей с миром профессий и трудом взрослых осуществляется в виде непосредственно образовательной деятельности, которая реализуется через интеграцию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) и виде образовательной деятельности в режимные моменты. Обучение строится как увлекательная проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В группах компенсирующей направленности для детей с речевыми нарушениями данная работа проходит во взаимодействии с учителем-логопедом.
Обучение детей способам игрового поведения в сюжетно-ролевых играх профессиональной направленности происходит в режимные моменты, а также в отрезки времени, отведенные для свободной деятельности детей. Поддержка самостоятельных профориентационных сюжетно-ролевых игр детей обеспечивается созданием соответствующей развивающей предметно-пространственной среды, использованием косвенных методов развития игры дошкольника.
Реализация задач ранней профориентации осуществляется в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников. Взаимодействие с семьями по вопросам ранней профориентации дошкольников реализуется через организацию единого образовательного пространства в семье и ДОУ, внедрение новых форм и способов работы с семьей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов детей и родителей.
4. Результативно-рефлексивный компонент модели включает анализ и оценку результатов педагогической деятельности по ранней профориентации детей дошкольного возраста. Результативность работы определяется с помощью педагогической диагностики.
Результаты педагогической диагностики за 2016-2017 учебный год свидетельствуют о положительной динамике развития профессионального самоопределения дошкольников. У детей значительно повысился уровень сформированности представлений о профессиональной сфере взрослых людей. В сюжетно-ролевых играх дети активно используют знания о людях разных профессий, реализуют свои профессиональные интересы и устремления. Данные диагностики дают нам основание полагать, что реализуемая инновационная модель профориентационной деятельности по решению задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является эффективной.