Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье воспитанников, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологической безопасной и комфортной образовательной среды. В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса.
Объектом психолого-педагогического сопровождения выступает образовательный процесс.
Субъектом сопровождения являются: взрослые (педагоги, родители) и воспитанники МДОАУ «Детский сад № 121 «Золотой колосок» г. Орска. Данная модель сопровождения разработана в рамках образовательной программы ДОУ. Контроль над реализацией модели психолого-педагогического сопровождения осуществляется заведующим ДОУ, заместителем заведующего ДОУ. Промежуточные результаты работы анализируются на педагогических советах, согласно плану работы. В реализации модели психолого-педагогического сопровождения задействованы: администрация ДОУ, педагоги, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, медицинский работник ДОУ, специалисты ДОУ.
Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:
- научность – использование научно обоснованных и апробированных в педагогической дошкольной практике технологий и методик;
- системность – организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса;
- комплексность - совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: администрации, воспитателей, специалистов ДОУ, учителя-логопеда, и др.;
- превентивность - обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций;
- открытость – последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнёрства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих работников ДОУ;
- технологичность - использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе.
Цель: Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
1. Организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, воспитанников, родителей;
2. Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) воспитанников, родителей, педагогов.
3. Обеспечение преемственности в психологическом сопровождении воспитанников.
4. Сопровождение воспитанников в условиях ДОУ:
- адаптации к новым условиям обучения; - поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития;
- формирование жизненных навыков;
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
- профилактика нарушения эмоционально-волевой сферы;
- помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; профилактика девиантного поведения;
- сопровождение одаренных воспитанников, детей «группы риска».
5. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе дошкольного обучения.
6. Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии и осуществление индивидуальноориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям.
Основные направления психологического сопровождения воспитанников.
1.Профилактическое направление. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
2.Диагностическое направление. Выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.
3. Консультативное направление (помощь в решении тех проблем, с которыми к специалистам обращаются воспитатели, родители).
4. Развивающее направление. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
5. Коррекционное направление. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы, прежде всего с воспитанниками, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
6. Просветительское направление - повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам.
Ожидаемые результаты:
- Активное включение в образовательный процесс всех участников: воспитанники, дети, педагоги;
- Своевременная помощь и построение индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников, которые помогут в эффективном развитии дошкольников;
- Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей;
- Создание системы психологического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды;
- Создание особого морально-психологического климата в образовательной организации;
- Создание благоприятных условий для детей, с учетом их специфики развития и психофизических возможностей.